Церковь Богоявления




Церковь Богоявления (1684-1693 г.г.; роспись 1692-1693 г.г.) расположена по адресу: пл. Богоявленская.

Церковь Богоявления - один из известнейших памятников архитектуры и живописи XVII в. в Ярославле. Она была построена в 1684-1693 гг. по заказу и на средства ярославского купца Алексея Зубчанинова. Главный престол храма посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня.

Церковь Богоявления - первый в Ярославле бесстолпный летний храм с сомкнутым четырехчастным сводом, образующим просторное светлое помещение для молящихся, освещенное девятью огромными окнами.

Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной - панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления - главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города - Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны.

Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя святого Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, северный - в воспоминание Страшного суда Христова.

Храм имел три главные святыни, о которых упоминают все источники:


- напрестольный деревянный крест 1709 года, обложенный серебром, в котором сохранялись часть древа креста Христова и 32 частицы мощей разных святых(не сохранился); 
- деревянная резная глава Иоанна Предтечи на блюде (не сохранилась); 
- огромный запрестольный алтарный крест - великолепный образец резьбы по дереву конца XVII века, который не имеет аналогов и повторов в ярославском искусстве.

Историческая справка:

Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы.

В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после "Смутного времени" поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.

Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца "гостинной сотни" Алексея Зубчанинова, потомка "закладчиков" Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода.

Пятиглавый, без подклета, с галереями-приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.

В наружном декоре храма главное место занимают многоцветные поливные изразцы. По их количеству и характеру применения церковь Богоявления абсолютно уникальный памятник. Из изразцов составлены широкие лентовидные фризы на барабанах глав, на центральном храме, по верху апсид и приделов, на крыльце. Вертикальными лентами из изразцов, поставленных на угол, украшены лопатки, барабаны и наличники окон галерей. Вариации пяти рисунков орнамента и пяти цветов в окраске дают бесчисленное разнообразие изразцового декора. Все это делает церковь Богоявления выдающимся памятником русской художественной керамики XVII столетия.

Восточную стену центрального храма занимает традиционный русский высокий иконостас, шесть ярусов которого завершаются скульптурными изображениями Распятия с предстоящими и фигурами ангелов. Живопись икон относится к кругу выдающегося" художника XVII столетия Семена Спиридонова Холмогорца.

Главное украшение храма - росписи, сплошным ковром покрывающие его стены. Они посвящены евангельским событиям, при этом отбор сюжетов носит принципиальный характер и в их размещении не всегда соблюдается хронологический порядок. Среди множества композиций преобладают сцены чудесных исцелений и воскрешений, проповедей Иисуса Христа, его споров с фарисеями, иллюстрации притч, т.е. раскрывается не столько жизнеописание Христа, сколько содержание и смысл его учения. Повествование начинается сценой Богоявления на верхнем ярусе южной стены и заканчивается сценой Положения во гроб в нижнем ярусе западной стены. Своды храма заняты четырьмя огромными композициями: на восточном своде - Новозаветная Троица, на южном - Воскресение и Сошествие во ад, на западном - Успение Богородицы, на северном - Вознесение.

Для росписей церкви Богоявления характерны основные черты ярославской школы живописи - повествовательность, декоративность, повышенная орнаментальность, связь с литературой. Композиции становятся многолюдными, их действие происходит в богато украшенных интерьерах, детали которых часто заимствуются из окружающей действительности или на фоне пейзажа, который становится более разнообразным и реалистичным.

В колорите росписей преобладают три основных цвета - золотистая охра, синие и красные тона. Умелое сочетание цвета в композиции создает общий нарядный колорит без пестроты и назойливости.

Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым.

В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо.

Памятник отреставрирован в советское время. Основные реставрационные работы на памятнике проводились в 1950-е гг.

С 1973 г. церковь Богоявления работает как музейная экспозиция, являясь частью Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.





Комментарии (0)