Церковь Тихвинской Божьей матери
Теплая церковь прихода освященная, в честь чудотворной иконы Тихвинской Божьей Материвозведена на средства сыновей Астафия Лузина Семеном и Климом в 1686 г.
Имя зодчего, создавшего проект храма, неизвестно. По своему объемно-планировочному решению данный храм близок многим другим ярославским церквям трапезного типа. В то же время некоторые архитектурные особенности делают этот памятник не только оригинальным, но и уникальным.
Композиция здания вытянута по оси запад-восток и сформирована несколькими разновеликими объемами. Центральный четверик здания закрыт снаружи четурехскатной крышей и увенчан глухой главой луковичной формы, имеющей в основании круглый барабан и четырехгранный постамент с кокошниками.
Прямоуголное в плане помещение трапезной перекрыто двускатной кровлей и хорошо освещается через широкие арочной формы оконные проемы, расположенные на одном уровне по всему периметру храма.
Нарушает симметричное звучание композиции необычная трактовка ее алтаря, имеющего в северной части дополнительный объем с престолом в честь святителя Василия Великого (освящен 11 октября 1694 г.).
Равновесие архитектурных масс достигается в этом случае при помощи ритмически отточенных, выверенных по размерам и пропорциям вертикалей церковных глав. Далеко вынесенная в сторону от основной оси здания высокая и стройная глава Васильевского придела своим чутким силуэтом зрительно уравновешивает архитектурные массы южной и северной частей композиции.
В оформлении фасадов церкви активно используются традиционные для архитектуры Ярославля рельефные наличники и полукружия килевидных кокошников.
Совершенно в ином ключе решено крыльцо церкви, возведенное, видимо, мастером другого поколения.
Точное время создания этой пристройки в документах не отмечено. Исследователи обыкновенно датируют ее рубехом XVII-XVIII веков.
В хужожественной организации и оформлении фасадов этой части храма ведущее значение отводится уже цвету. Введенные в кладку стен полихромные изразцы, формирующие декоративные ленты и зеленая черепица шатровой надстройки определили иные представления об архитектурной выразительности и явились образцом новой церковной эстетики.
Интерьер церкви сохраняет в настоящее время следы барочной отделки первой половины XVIII века. В это же время были украшены травным орнаментом откосы оконных проемов.
Небольшие живописные фрагменты, выявленные в процессе реставрации на сводах трапезной, видимо следует датировать началом XIX века. "Внутри (церковь - В.Ш.) стенным письмом не расписана", - отмечал в своей записке 1781 г. наместнику А.П. Мельгунову ростовский архиепископ Самуил Миславский, - "а только выбелена; полы кирпичные; покрыта церковь и придел тесом, а главы на церкве по решетке железной белым листовым железом, а на приделе черепицей". (Самуил Миславский. Церкви Ярославля в 1781 г. Издание В.И. Лествицына. Ярославль 1874, с.53)
В соответствии с посвящением престолов храмовые праздники отмечались 26 июня и 1 января.
Войти через соц.сети: