Ансамбль Дмитриевского церковного прихода

Ансамбль Дмитриевского церковного прихода




Архитектурно-живописный ансамбль Дмитриевского церковного прихода в Ярославле XIV-XX вв.

Ансамбль Дмитриевского церковного прихода находится в центре современного Ярославля, недалеко от набережной реки Которосли. Существующий облик ансамбля складывался в течение XVII-XX веков. В настоящее время ансамбль состоит из двух храмов, колокольни и здания сторожки. До революции в церквях прихода находилось пять престолов- четыре в холодном и один в теплом храме. Главный престол холодного храма посвящен чудотворной иконе Богоматери Смоленской и Шуйской, но в Ярославле и храм и приход известны по посвящению древнего престола ансамбля - Дмитриевского.

С момента основания (первый древний храм был поставлен здесь в конце XIV века в память о жертвах на Куликовом поле) церковь Дмитрия Солунского являлась местом заупокойных служб по погибшим в походах и сражениях ярославцам. До XVII века храм содержался на средства ярославской служилой аристократии. В память о победах русских дружин в XV - XVII веках на территории воинского мемориала были воздвигнуты алтари посвященные иконе "Похвала Богоматери"- в честь победы над татарами на Оке в 1459 году, Георгию Победоносцу- в память о победе над татарамим на Угре в 1480 году, иконе "Богоматерь Смоленская" в воспоминание о князе Дмитрии Пожарском и об освобождении страны от польско-литовской интервенции в 1612 году.

Воинская специфика церковного ансамбля учитывалась церковными властями до середины XVII века. Во второй половине XVII века, в связи с многочисленными захоронениями на территории воинского кладбища в период эпидемии чумы в 1653 году характер ансамбля изменился. В церквях прихода преобладающими стали службы по умершим без отпущения грехов и по безвременно умершим от болезней.

Воссозданная после пожара 1658 года храмовая икона прихода "Богоматерь Одигитрия" приобрела новое содержание - была сориентирована в иконографическом плане на чудотворный образ "Богоматерь Шуйская" прославившийся чудесами в год эпидемии в Шуе. После возведения кирпичного здания холодной новой церкви 1671 года, главный престол храма был освящен в 1673 году в честь образа "Богоматери Смоленской и Шуйской". В соответствии с новой спецификой ансамбля в начале XVIII века во вновь обстроенном северном приделе холодного храма был устроен алтарь в память о девяти мучениках из Кизика, оберегавших по церковной легенде верующих от горячки и безумия.

Кирпичное строительство развернулось на территории прихода во второй половине XVII века. Инициатором строительных, а затем художественных работ был священник Иоаникий, ставший позднее архимандритом ростовского Богоявленского монастыря.

Возведенные при поддержке царя Алексея Михайловича храмы Дмитрия Солунского (1673 год) и Похвалы Богоматери (1678 год) стали важной частью городской среды. Новые церковные здания определили на несколько столетий масштаб жилой застройки этого района Ярославля, значительно обогатили силуэт левобережья Которосли, оказались важными вертикальными доминантами в системе городских улиц и площадей.

Еще более усилилось градообразующее значение церковных сооружений после перестройки их фасадов в начале XIX века. С появлением классицистических по стилю пристроек церкви прихода стали играть ведущую роль в формировании архитектурного облика примыкающей к церковному участку с запада городской площади.

В настоящее время после реставрационных работ в стилистическом отношении церкви прихода представляют собой сплав средневековых конструкций и художественных мотивов с декоративными элементами эпохи классицизма. В конструктивном плане особенно интересна холодная церковь. Вместо традиционной для ярославской архитектурной школы вытянутой по линии запад - восток композиции с четырьмя опорными столбами в основном объеме церкви Дмитрия Солунского представлено уникальное для своего времени конструктивное решение подкупольного пространства с двумя несущими столбами, с усеченной продольной и увеличенной поперечной осями.

Главное богатство холодного храма - фресковая живопись (1686 г.) Стенопись Дмитриевской церкви - одно из самых выдающихся произведений русского монументального искусства XVII века, классический образец "большого стиля" ярославской школы фресковой живописи.

Отличительной чертой Дмитриевской стенописи помимо отточенного с художественной точки зрения иконографического решения, является продуманное логически выверенное богословское содержание.

Идейно-богословская программа разработанная священником Иоаникием и руководителем художественных работ в храме Дмитрием Григорьевым содержит информацию общехристианского, общерусского и местного - ростово-ярославского характера. Помимо традиционных для посадского искусства XVII века циклов и композиций в дмитриевской стенописи представлены: Акафистный цикл, деяния святых воинов-мучеников Георгия и Дмитрия, алтарные композиции "Богоматерь Царица Небесная", "Гостеприимство Авраама с убиением тельца" (в других сохранившихся стенописях Ярославля перечисленые циклы и композиции отсутствуют).

Создавалась стенопись силами ярославской артели возглавляемой крупнейшим мастером фрески XVII столетия Дмитрием Григорьевым Плехановым (1642- после 1698 гг.).

Среди двух десятков живописных ансамблей созданных Григорьевым в Москве, Троице-Сергиевой Лавре, Ростове, Вологде, Ярославле, Романово-Борисоглебске стенопись церкви Дмитрия Солунского занимает особое место. На территории прихода "в кельях" рядом с церковью святого Дмитрия художник родился, вырос и до конца своих дней проживал с семьей. Для него Дмитровская церковь была родным, домашним храмом. Здесь Григорьев творил в воспоминание о себе, о своих родителях и близких ему, похороненных рядом с церковью, людях. Исполненная в период наивысшего творческого подъема, дмитриевская стенопись стала своеобразным духовным завещанием мастера детям и внукам, коллегам по цеху, землякам.


В 1990-е гг., раскрытая из-под записей 1859 года живопись Дмитрия Григорьева вновь увидела свет. Работы по удалению записи и укреплению фресковых изображений XVII века производились специалистами Ярославской реставрационной мастерской.

В новой исторической ситуации отреставрированный архитектурно-живописный ансамбль стал одним из важнейших историко-культурных и художественных центров Ярославля, древнейшим воинским мемориалом, уникальным произведением древнерусского монументального искусства, памятником выдающемуся русскому иконописцу Дмитрию Григорьеву, похороненному у стен расписанной им церкви.

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Древнейшим сооружением на территории прихода является церковь Дмитрия Солунского.Этот холодный кирпичный храм был возведен на месте деревянной церкви в 1671-1673 гг. Дмитриевская церковь расположена в южной части участка, занимаемого приходом. Западный фасад храма выходит на небольшую, примыкающую к улице Рожденственской (ныне Большая Октябрьская), площадь, сформированную зданиями XIX-XX вв., южный - в небольшой переулок, восточный - на застроенную в XIX веке улицу Нетеча (ныне Собинова). Северный фасад обращен к Похвальской церкви.

Храм возведен на булыжном фундаменте, из красного кирпича (30х15х8 см) на известковом растворе.

Композиция церкви строится на сочетании разновеликих объемов. Центральный объем имеет форму параллелепипеда, высота которого - 10,5 м, длина по оси запад - восток - 10,25 м, ширина - 12,13 м (размеры интерьера). Толщина стен четверика - 1,35 м. Центральный объем перекрыт сводами, опирающимися на два крестообразных в сечении столба и стены, а также куполом на высоком барабане, связанным с интерьером системой парусов. Толщина стены барабана - 0,4 м. Внутренний диаметр барабана - 3,5 м, высота с куполом - 6 м. На центральных осях барабана устроены 4 окна высотой - 1,87 м, шириной - 0,4 м. Свод купола увенчан маковицей луковичной формы покрытой чешуей из листовой меди , уложенной по железному каркасу.

Снаружи стены четверика завершаются полукружиями закомар. Последним в интерьере соответствуют 10 люнетов по 2 на южной и северной стенах и по 3 на западной и восточной. Четверик имеет 3 входа и 7 окон (1,85х0,95 м) с широкими внутренними откосами - 3 на западной и по 2 на южной и северной стенах. В нижней части восточной стены имеются 3 арочных проема соединяющие подкупольное пространство с алтарем храма. Другие своды четверика закрыты четырехскатной железной крышей.

К восточнрой стене основного объема примыкают 3 апсиды. высота помещений в них от пола до свода конхи около 5 м. Освещается алтарная часть пятью вертикально ориентированными окнами расположенными на осях полукружий, а также в южной стене дьяконника и северной стене жертвенника. Между собой алтарные помещения разделены стенами в которых устроены арочные проходы.

С запада и с севера от основного объема храма находятся одноэтажные галереи с широкими окнами Торцы галерей упираются в основание колокольни - главной вертикальной доминанты ансамбля. Колокольня шатровая. Квадратное в плане сооружение с восьмигранным ярусом звона венчает восьмигранная пирамида - шатер с одним рядом слуховых окон и маленькой главкой.

Главный западный вход в храм акцентирован павильоном- папертью с тремя портиками. Павильон пекрекрыт куполом и увенчан небольшой главкой.

В настоящее время стены церкви Дмитрия Солунского находятся под побелкой. Кровля выкрашена зеленой масляной краской. Завершает и значительно обогащает колористическое решение фасадов золото водруженных над куполами храма крестов.

ЦЕРКОВЬ ПОХВАЛЫ БОГОМАТЕРИ

Теплый храм прихода с престолом в честь Похвалы Богоматери занимает северную половину церковного участка. Северный фасад храма расположен почти параллельно по отношению к проходящей рядом улице Большой Октябрьской (бывшей Большой Рождественской). Как и церковь Дмитрия Солунского, церковь Похвалы Богоматери возведена на фундаменте из дикого камня, а стены из красного кирпича (30х15х8 см) на известковом растворе.

В своем нынешнем виде церковь состоит из четверика с декоративным деревянным куполом, полукруглой апсиды и обширной трапезной под двускатной кровлей, равной по ширине четверику. К западной стороне последней примыкает притвор, состоящий из двух помещений, с большим дверным проемом по оси здания. Западный торец здания прикрывает тосканский восьмиколонный портик с фронтоном, разорванным в центре полукруглой аркой и круглым окном над дверью. Четырехколонные, с фронтонами портики располагаются также вдоль южного и северного фасадов четверика.

Притвор и трапезная перекрыты коробовыми сводами, четверик - более поздним коробовым сводом с распалубками над полукруглыми окнами. Опорой для сводов служат боковые стены. В четверике между помещениями трапезной и апсиды перекинуты подпружные арки. Апсида перкрыта конхой, имеющей первоначальное происхождение. Над куполом храма возвышается стройная, изысканная по рисунку и пропорциям главка.

Освещается интерьер Похвальской церкви через окна, расположенные по периметру здания. Наряду со вспышками золота, белыми и зелеными цветами колористика фасадов храма включает в себя также участки исполненные желтой охрой.

СТОРОЖКА И ОГРАДА

В восточной части архитектурного ансамбля параллельно улице Собинова (бывшей Нетече) располагается небольшое одноэтажное здание церковной сторожки. Длина постройки - 9 м, ширина - 7 м, высота - 4 м. Здание ориентировано по оси север - юг. Стены его возведены из кирпича (30х15х8 см) на известковом растворе. Помещения сторожки имеют балочные перекрытия находящиеся под четырехскатной крышей.

В восточной стене имеются четыре окна украшенных наличниками в русском стиле. По одному окну имеется на южной и западной стенах - они без наличников. Вход в сторожку с западной стороны - с церковного двора. Стены сторожки побелены известковым раствором, кровля выкрашена зеленой масляной краской.


С севера и юга к сторожке примыкает церковная ограда. Она металлическая с четырехгранными столбами на кирпичном основании. Опоясывая территорию прихода, она придает архитектурному ансамблю цельность и законченность. В восточной части ограды, рядом со сторожкой, устроены проездные ворота.

ХОЛОДНАЯ ЦЕРКОВЬ в XVII в.

Инициатором строительства холодного храма письменные источники называют священника прихода Иоаникия (в ряде документов проходит как поп Иван).

Из переписки Иоаникия с митрополитом Ионой и царем Алексеем Михайловичем следует, что возведение церкви Дмитрия Солунского и Одигитрии Шуйской началось в 1671 году. Летом указанного года силами жителей прихода были выкопаны фундаментные рвы и заложено каменное основание церкви. Из заранее заготовленного кирпича артель строителей тем же летом почти до сводов вывела стены здания. Но на завершающий этап строительства материалов не хватило. Обратившись в 1672 году с челобитной к царю, Иоаникий получил разрешение на использование при достройке церкви кирпича оставшегося от строительства крепостных стен города.


Строительство продолжалось до лета 1673 года. 13 июля храм был освящен. В это время, наряду с основным помещением и трехчастным алтарем, церковь имела с запада открытую паперть- крыльцо и шатровую колокольню. О наличии в данный период крылец перед боковыми фасадами храма сведений не имеется.

Завершалась церковь пятью главами, причем боковые барабаны были "глухими" и с интерьером не сообщались. Центральный световой барабан с наружи украшала аркатура с вертикальными тягами и полочками.

Есть сведения, что маковица центральной главы была выложена из кирпича и имела в основании прорезной подзор. Главным украшением фасадов являлись традиционные для ярославской архитектурной школы импосты лопаток, оконные наличники с килевидным верхом и голубцы в центральных закомарах. Не выделяяясь среди ярославских храмов богатством декора, в конструктивном отношении церковь Дмитрия Солунского являлась в ярославском зодчестве XVII века произведением уникальным - единственным образцом двустолпного храма.

ИКОНОСТАСЫ ХОЛОДНОГО ХРАМА

Деревянные иконостасы Дмитриевской церкви не сохранились. В 1929 г. они былы разобраны и, скорее всего, уничтожены. На основании данных письменных источников можно говорить о том. что в интерьере холодного храма находилось 4 иконостаса. Самые древние иконостасные композиции "о трех ярусах" располагались в приделах Св. Георгия и Св. Дмитрия. Не исключено, что они были перенесены в интерьер холодного храма из деревянных церквей, возведенных на территории прихода в 1659 г. Алтарные преграды более раннего времени погибли в огне городского пожара 1658 г.

Иконостас в основном объеме храма был пятиярусный. Высоту и ширину этой конструкции определяет свободная от фресковой живописи восточная стена церковного интерьера. В 1740 году иконостасная композиция XVII в. претерпела некоторые изменения. Ее конструктивные элементы получили богатое декоративное оформление - были украшены резьбой и позолотой.

В 1859 г., как следует из настенной летописи, иконостасы холодной церкви были "вызолочены вновь". В приделе Св. Дмитрия данная работа производилась "усердием сыновей ярославского 2 гильдии купца Федора Ивановича Холщевникова и других доброхотных дателей".

Иконостас в северной галерее - в приделе 9 мучеников из Кизика появился в самом начале XVIII в. и просуществоввал до конца XIX в. В 1892 г. он был заменен новым - дубовым. Прежний иконостас вместе с иконами /кроме храмовой/ по указу консистории был "пожертвован в пользу церкви школы в приход села Спасского, что на Ухре Рыбинского уезда".

Помимо указанных композиций, видимо в конце XVII века, невысокие иконостасные конструкции были устроены, также, вокруг столбов холодного храма. Как и большие иконостасы, они до нашего времени не сохранились.

ТЕПЛАЯ ЦЕРКОВЬ XVII-XVIII в.

Благословенная грамота митрополита Ионы на возведение на территории прихода нового теплого храма - кирпичной церкви в честь Похвалы Богоматери была получена Иоаникием 17 марта 1677 года. Скорее всего в летние месяцы 1677-1678 гг. церковь была построена. Похвальский храм представлял собой церковь трапезного типа с одной апсидой, четвериком, вытянутой по оси запад - восток трапезной и небольшим крыльцом, примыкающим к трапезной с запада. Своды трапезной и более высокого четверика закрывала в первом случае двускатная, во втором четырехскатная кровля. Над четвериком возвышалась главка с глухим барабаном и, видимо, луковичной формы маковицей. Оконные проемы с лучковым завершением - наличников не имели. Единственным декоративным элементом украсившим фасады являлся поребрик. Строчки поребрика тянулись под карнизом и над цоколем церкви, обтекая здание с четырех сторон.

Об облике церкви Похвалы Богоматери в XVIII в. можно составить представлени по краткому описанию храма, сделанному ростовским архиепископом Самуилом Миславским в 1781 году. Указание Миславского на то, что теплая церковь Похвалы Богородицы "построена каменным строением старанием приходских людей в 1748 году", позволяет предполагать, что в этом году Похвальская церковь подверглась серьезным переделкам. По свидетельству архиепископа, в 1781 году фресковая живопись в интерьере храма еще отсутствовала. Стены внутри церкви были выбелены, пол был кирпичным, а крыша тесовой.

ИКОНОСТАС ТЕПЛОЙ ЦЕРКВИ

Иконостас церкви Похвалы Богоматери не сохранился. Можно предположить, что первоначальный храмовый иконостас XVII в. в начале XIX в., в связи с полной перестройкой церковного интерьера был переделан или заменен новым.

Как следует из церковной ведомости, в 1902 г. купец Николай Максимович Кузнецов "вместо ветхого иконостаса устроил новый" и "вызолоитл оный". Новый иконостас представлял собой композицию "о двух ярусах с резными иконами греческого письма". "Гладь" его была "покрыта голубой краскою, а колонная резьба вызолочена на полимент".





Комментарии (0)