Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого

Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого




Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого (XVII в.) расположен на левом низменном берегу Которосли (ул. Чайковского, 1).

Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли).

Приход храма составляли две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое, мокрое место, грязь, как кисель).

Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660-1670 гг. Этот четырехстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах, с опоясывающей его одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо-западном углу паперти.

Богатое декоративное убранство - изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка западного притвора - появилось на храме в конце XVII века. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 г. предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что станет отличительной чертой росписи ярославских церквей.

Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г. Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте.

Крыльцо, увенчанное шатром, пристроено в 1790-е г. г. Ее основные фасады имеют скромный декор. Упрощенная по своим формам, церковь выделяется притвором, щедро украшенным изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле.

Церковь Николы Мокрого. Внутреннее убранство

По наблюдениям исследователей ярославского зодчества Э.Д. Добровольской и Б.В. Гнедовского: "В архитектуре церкви Николы Мокрого, как в фокусе, сконцетрированы самые характерные особенности развитого типа ярославского посадского храма.

Его план, объемное построение, включающее в себя пятиглавый четверик без подклета с двумя шатровыми приделами на северо-восточном и юго-восточном углах и опоясывающую его одноэтажную галерею с первоначально существовавшими тремя крыльцами, близки церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе.

Северный фасад, обращенный к старой Угличской дороге, решен так же, как и главный фасад современной ему церкви Спаса "на Городу", - его фланкируют столпообразные шатровые объемы придела и колокольни. В последней повторены формы колокольни церкви Ильи Пророка, а рисунок слухов шатра, видимо, заимствован у колокольни церкви Рождества Христова. Строители памятника старались использовать лучшие образцы ярославской архитектуры, что было, возможно, обусловлено и подрядным договором с заказчиками... Значительным новшеством было появление здесь полузакрытой галереи - переходной формы к закрытым папертям конца XVII в. В ее парапетах сохранилось несколько первоначальных зеденых изразцов, современных изразцам церкви Михаила Архангела."

Архитектурный декор и изразцы центрального объема


Декоративное убранство фасадов основного четверика церкви Николы Мокрого в виде пучков полуколонок с бусинами-перехватами и изразцово-кирпичных наличников прямоугольных окон появилось позже, в конце 1680-х - начале 1690 г. Одновременно алтарные окна также были украшены изразцовыми наличниками. Они представляют собой законченные орнаментальные композиции, обрамляющие сложнопрофилированные рамки проемов. Подобные наличники украшали окна еще одного ныне утраченного памятника- церкви Петра и Павла на Волжском берегу 1691 г.


Декоративное убранство притворов


С запада к церковным зданиям примыкают идентичные по размерам и художественному решению парадные крыльца. Стены их богато украшены рельефными полихромными изразцами. Над двускатными крышами крылец возвышаются стройные декоративные шатры, покрытые глазурованной зеленой черепицей.

Точное время создания этих сооружений в документах не зафиксировано. Обыкновенно исследователи датируют их концом XVII века.

Керамический декор крылец поражает графическим т пластическим разнообразием, сильным насыщенным звучанием зеленых, синих, желтых, белых и коричневых цветов. Здесь применены два типа орнаментальных изразцов. Первый тип - это изразцы с повторяющимся рисунком, формирующие ленты фризов и карнизов. Второй тип - изразцы с центрическим симметричным орнаментом. Они представлены в нишах лопаток и оконных простенках. Подобными изразцами и подобным же образом были декорированы в 1693 году фасады ярославской церкви Богоявления.

Интерьер церкви Николы Мокрого


В дневные часы интерьер храма достаточно хорошо освещен. Барабан центральной главы прорезан 8-ю щелевидными окнами. В боковых барабанах таких окон по 6. Через систему парусов, усеченных коробовых сводов и подпружных арок барабаны опираются на столбы и стены сооружения. Помимо окон барабанов свет попадает в помещение церкви через высокие прямоугольные вертикально-ориентированые оконые проемы, устроенные в южной, западной и северной стенах - по 3 окна в каждой стене.

Поскольку центральные окна боковых стен сдвинуты несколько к востоку, простенки между ними и восточными окнами оказываются в интерьере храма как раз над центральной осью его боковых входов. В результате такого решения симметричное звучание боковых частей предалтарного пространства и его освещенность значительно усиливаeтся.

Четыре пилона расположенные под подпружными арками центральной главы делят пространство четверика на три нефа. Своды центрального более широкого нефа - крестовые. В боковых нефах использованы коробовые своды.

Между восточной парой столбов и боковыми стенами храма находится невысокая кирпичная алтарная преграда с тремя дверными арочными проемами на осях нефов. Толшина кладки преграды соответствует толшине восточных столбов. (Размеры кирпичей находящихся в кладке стен храма колеблются в пределах нескольких сантиметров: 29-32 : 14,5-15 : 7,5-8.) Со стороны алтаря в кладке преграды сделаны арочные углубления. Последние не только обрамляют арочные проходы, но и придают конструкции дополнительную жесткость.

Алтарная преграда разделяет обьем четверика на 2 части - наос и алтарь. В этой связи юго-восточная и северо-восточная главы, их своды, подпружные арки, а также восточный свод центральног нефа, восточные столбы (кроме западных граней) и восточная стена четверика являются состовляющими элементами интерьера алтаря церкви.

Примыкавший, некогда, к алтарной преграде и западным граням столбов деревянный 5-и ярусный иконостас почти полностью закрывал всю восточную стену четверика, делал для посетителей храма рассмотрение размещеных на ней фресковых композиций невозможным. Ознакомиться с содержанием фресковых циклов на восточной стене можно было лишь с многоярусных полатей иконостаса, лесница на которые находилась в дьяконнике (на южной стене сохранились следы примыкания).

Восточная стена четверика имеет в основании три широкие сквозные арки. За ними располагаются алтарные апсиды. Полукружия апсид перекрыты конхами, плавно переходящими в коробовые своды. На центральной оси каждой апсиды прорублено широкое окно.

Между восточными столбами и восточной стеной четверика устроены равные по высоте алтарной преграде кирпичные перегородки, разбивающие заиконостасное пространство четверика на 3 части, и, формирующие вместе с апсидами интерьер дьяконника, центрального алтаря и жертвеника. По линии юг-север в указаных перегородках устроены арочные проходы. Проход из центральной части алтаря в жертвенник, в связи с особенностями богослужения, сделан значительно шире такого же прохода в дьяконник. В северной и южной стенах жертвенника и дьконника также имеются дверные проемы, свазывающие алтарь храма с алтарями Варваринского и Алексеевского приделов.

Интерьеры приделов решены в двух уровнях. В каждом из приделов устроено по 3 окна - по 2 в наружных стенах и по 1 в апсидах. Апсиды завершаются конхами и коробовыми сводами. Помещения под шатрами (шатры глухие, с интерьером пространственно не связаны) перекрыты крестовыми сводами. Крестовые своды были использованы также в галереях и крыльцах церкви. Размешенные на их стенах и сводах фресковые изображения хорошо читались, благодаря свету проникавшему в эти части храма через широкие арочные окна, закрытые в настоящее время ставнями.

Наружные росписи церкви Николы Мокрого


В XVII в. закомары Николо-Мокринского храма были украшены живописными композициями с изображением 9 двунадесятых праздников и "Новозаветной Троицы". В настоящее время эти изображения почти стерлись. Праздничный цикл начинался на восточной стене храма со сцены "Рождество Богоматери" и развивался против движения солнца.

На восточной стене были представлены: "Рождество Богоматери", "Новозаветная Троица", "Введение во храм"; на северной: "Благовещение", "Рождество Христово"; на западной: "Сретение", "Крещение", "Преображение"; на южной: "Вознесение", "Сошествие Святого Духа на Апостолов".

Фресковая живопись украшала также фронтоны западных притворов Николо-Мокринского и Тихвинского храмов. На старых фотографиях хорошо видно, что над входом в притвор Николо-Мокринской церкви распологалась композиция "Успение Богоматери", а в тимпане фронтона тихвинского притвора художники поместили композицию "Распятие".

Иконостасы и иконы Николо-Мокринской церкви


До революции в интерьере Николо-Мокринского храма находилось три иконостаса - один в центральном объеме и два в приделах. Определяя стиль ярославских икон XVII в. как греческий, известный ростовский краевед А.А. Титов в начале 1880-х гг. писал следующее: "В приделах все иконы древнего греческого письма - богослужения в этих приедлах не соверщаются и находятся они в запустении. В церкви иконостас пятиярусный, покрытый кармином с довольно изящной вызолоченной резьбой". (А.А. Титов Ярославль. Путеводитель по городу Ярославлю. М., 1883, с.57) В начале XX века историк К.Г. Рыбин датировал главный иконостас храма I половиной XVIII в. "Иконостас пятиярусный", - писал он в своем исследовании, -"в стиле рококо времени императрицы Елизаветы Петровны. Иконы в иконостасе древне-греческого письма половины XVII в. работы известного в то время художника Ушакова" (К.Г. Рыбин. Краткие сведения о монастырях и церквях ярославской епархии. Ярославль. 1908, с.539).

По описи 1879 г. в храме числилось 146 икон - 24 иконы были написаны в 1878 г (ГАЯО ф.1118, оп.1, т.2, д.2136, 16 л.). Большая часть этих произведений до нашего времени не сохранилась. По сведениям Э.Д. Добровольской иконы и иконостасы были сожжены работниками казарм Нахимсона в начале 1930-х гг. (информация Т.Е. Казакевич, см. Историческую справку, с.32). В музейных коллекциях уцелело лишь несколько произведений, происходящих из Николо-Мокринского храма.

В книге С.И. Масленицына "Писал Семен Спиридонов" опубликованы три иконы, находившиеся на створках Царских Врат центрального иконостаса церкви Николы Мокрого, находящиеся в коллекции Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника: "Благовещение" (29x27), "Евангелист Матвей с изображением древа Иесеева" (29x27) и "Евангелист Марк с изображением Воскресения" (30x27).

В каталоге И.П. Болотцевой воспроизведена икона из собрания Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Воскресение - Сошествие во ад", датируемая концом XVI века и происходящая, по словам составителя каталога, из церкви Николы Мокрого.

На основании натурного обследования и изучения документов конца XIX - начала XX в. Н.М. Турцовой удалось доказать участие и ведущую роль в создании нижних рядов иконостаса выдающегося иконописца второй половины XVII в. Семена Спиридонова Холмогорца (1642-1695). По ее мнению, иконы "Василий Великий в житии" (1674), "Иоанн Златоуст в житии" и "Богоматерь с младенцем на троне в сорока клеймах акафиста" (1687) (160x136) писались Семеном Спиридоновым для Николо-Мокринского прихода. (См. Н.М. Турцова, Творчество Семена Сприридонова Холмогорца (1642-1695) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исккусствоведения. М. 1992, с.9, см. также С.И. Масленицын. Ук. соч. с.11, 33, 117)

Этим же мастером, судя по ярко выраженным стилистическим признакам, были исполнены иконы праздничного ряда Николо-Мокринской церкви, зафиксированные И. Барщевским. В коллекции Библиотеки Академии Художеств (Санкт-Петербург) представлены фотографии 12 праздников: "Рождество Богоматери", "Преполовение", "Введение во храм", "Распятие", "Рождество Христово", "Крещение", "Благовещение", "Вход в Иерусалим", "Сошествие во Ад", "Вознесение", "Сошествие Святого Духа на Апостолов", "Преображение". (БАХ. И. Барщевский. Виды Ярославля. Шк. 56-6-6; 56-6-5)

Для киотов шатров Царских мест церкви Николы Мокрого иконописцем Федором Зубовым были исполнены 6 образов с изображениями чудес и исцелений Христа: "Христос в пустыне", "Пир в Канне", "Усмирение бури", "Исцеление бесноватого", "Исцеление кровоточивой" и "Исцеление расслабленного".

В настоящее время эти иконы находятся в ярославской церкви Ильи Пророка.





Комментарии (0)