Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи

Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи




Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (XVII-нач. XVIIIв.в.), расположенный по адресу (2-я Закоторосльная наб., 69) и является выдающимся памятником архитектуры.

Ансамбль знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века.

Стороительство Храмового ансамбля в Толчковской слободе, поставлявшей кожи на экспорт, вызван к жизни соперничеством богатых закоторосльных слобод. Храм строился "мирским строением", т.е. на средства всего прихода. Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. В его строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы, кто деньгами, кто личным трудом.

Для памятника характерны симметричность композиции, совершенство кирпичной кладки, разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом.

Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма. Святые ворота, построенные одновременно с храмом, удачно расположены по центральной его оси. Колокольня построена позднее, в конце XVII - начале XVIII вв.

Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Церковь Иоанна Предтечи - главный храм

Церковь представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с крытыми одноэтажными галереями с трех сторон, на которые ведут высокие щипцовые крыльца на столбах, с двумя симметричными приделами, завершающиеся малыми пятиглавиями (приём, ранее не встречавшийся в Ярославле).

Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют стройная, ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота.

Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность.

Храм расписан в конце XVII века (с1694 по1695 года). артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками - царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым.

Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов, чем обычно; многие появились впервые: "Плоды страстей Христовых", "Вирсавия", "Христос на поле брани" и т.п. По количеству сюжетов настенной живописи церковь Иоанна Предтечи это самый большой храм в православном мире. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: "Великое зерцало", "Лимонарь сиречь цветник" и т.д. Не были забыты и русские источники - "Печерский патерик", и местные - "Сказание об иконе Толгской Богоматери".

Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены.

Реставрировала памятник артель художников во главе с крестьянином села Мстера М.И.Дикаревым в 1901-1903 гг. Была промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон, поновлен расписной "бриллиантовый" руст на алтарных абсидах.

Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. С 1950-х гг. проводится планомерное изучение архитектуры и живописи памятника, а также были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Реставрацию живописи галереи провел Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. В настоящее время реставрационные работы в центральном храме выполняет бригада ярославских художников-реставраторов во главе с Е.А.Чижовым.

Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения.





Комментарии (0)