Церковь Ильи Пророка. Иконостасы

Церковь Ильи Пророка. Иконостасы




Иконостас центрального храма

Облик центрального храмового иконостаса менялся несколько раз. Первый иконостас был тябловым - состоял из четырех брусьев, украшенных травным орнаментом на серебряном фоне, на которых стояли иконы. Ныне существующий иконостас сооружен предположительно в 1696 г. столярных дел мастером ярославцем Ильей Якимовым.

Высокий шестиярусный иконостас Ильинского храма имеет четкое горизонтальное деление, характерное для тябловых иконостасов, но выступающие карнизы нарушают плоскостное решение, создавая впечатление легкого движения.

Иконостас выполнен в стиле московского барокко, крупная, сочная, высокорельефная и сквозная резьба выполнена выразительно: круглые колонки между иконами имеют резные капители и украшены пышной вьющейся золоченой виноградной лозой с серебристыми гроздьями винограда. Ильинский иконостас занимает одно из первых мест в ряду лучших русских иконостасов XVII столетия.

В настоящий момент в состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания, это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Среди богатейшего иконного убранства храма наибольший интерес представляют иконы местного яруса. Слева от царских врат находится икона "старого мирского строения" "Богоматерь Тихвинская" XVI в..

Ко времени окончания строительства Ильинской церкви Скрипины заказали ярославским и костромским иконописцам иконы центрального и придельных храмов, некоторые из них занимают свои изначальные места, это прежде всего такие местные иконы, как "Спас Смоленский" справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней - небольшая икона "Эммануил с двумя ангелами". Эти иконы упоминаются в "Книге церковного строения", составленной Скрипиными после окончания строительства храма, их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославца Стефана Дьяконова и мастеров его круга.

После "великого" пожара в Ярославле летом 1658 г. возникла необходимость обновления ряда икон, и Скрипины пригласили из Великого Устюга известного художника Федора Зубова, ставшего впоследствии жалованным иконописцем Оружейной палаты, руководителем иконного цеха царских изографов. Зубову, работавшему в Ярославле в 1660 - 1662 гг., приписывают ряд икон местного яруса - "Благовещение", "Покров","Вознесение", "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", храмовую икону "Илья Пророк в пустыне". Их объединяет мягкая, изысканная манера письма, отточенный рисунок, легкий, прозрачный колорит. Иконы верхних ярусов созданы в 1660-х гг., они отличаются стройными пропорциями фигур, красивым линейным ритмом, просветленным колоритом.

Особняком стоят небольшие скрипинские вкладные иконы моленного ряда, которые, несмотря на строгий наказ храмоздателей "стояти им в церкви вечно", были утрачены и заменены в XIX в. новыми.

Вдоль стен храма и вокруг столбов стояли иконы большого формата, две из них представлены в экспозиции древне-русского отдела ярославского музея - заповедника - "Спас Нерукотворный" Петра Костромитина`(?), "Апостольская проповедь" Федора Зубова (?).

Иконы центрального иконостаса неоднократно поновлялись и реставрировались: в 1836 - 1838 гг. М.В.Сарафанниковым и С.С.Завязошниковым, в 1840 - 1842 гг. Е.С.Мухиным частично прописывались иконы местного яруса, в 1902 г. М.И.Дикаревым и в 1927 г. Н.И.Брягиным были промыты и частично раскрыты иконы всего иконостаса, в 1974 - 1975 гг. Е.П.Юдиной были раскрыты иконы местного яруса.

Иконостас придела Варлаама Хутынского

Иконостас в приделе состоял преимущественно из глухих, без резьбы, царских врат, на которых написаны в хорошей строгановской манере Благовещение и четыре евангелиста, нескольких икон и северной двери с изображением Благоразумного разбойника. Царские врата входили в состав центрального иконостаса до его поновления в 1660-х гг., сейчас хранятся в фондах ярославского музея-заповедника.


Иконостас Покровского придела

Первый иконостас придела, сооруженный к освящению храма в 1650 г. - тябловый - был, по-видимому, выполнен артелью ярославских мастеров. В 1695 г. он заменен новым барочным. Сохранилась подрядная запись 1695 г. земского старосты Ивана Мякушкина (заказчика нового иконостаса) со столяром Толчковской слободы Иваном Якимовым на сооружение иконостаса в церкви Покрова Богоматери. Барочный иконостас был разобран в кон. XIX в. Иконостас и клиросы XIX в. выполнены в русском стиле первоклассным резчиком. Резьба низкая барельефная, рельеф покрыт сусальным золотом, фоновые части раскрашены в красный, синий, зеленый цвет. Цокольную часть иконостаса украшают расписные деревянные панели.

Иконостас Покровского придела представляет редкий для Ярославля тип смешанного иконостаса: включает один ярус икон (местный чин) и два верхних яруса с изображением двунадесятых праздников, написанных на алтарной преграде.

Четыре большие иконы и царские врата иконостаса были написаны в XVII в.: четырехчастная, Покрова, Спас, Знамение с избранными святыми.

Четырехчастная икона ("Благовещение, Рождество, Сошествие во ад, Богоявление") выполнена в середине 1650-х гг. Предполагаемые авторы Стефан и Иван Дьяковы ЕфимиевыИкона "Покрова Богоматери" является хорошей копией иконы Федора Зубова из основного храма.

Авторство царских врат и иконы "Знамение с избранными святыми" приписывается Федору Ефтихьеву Зубову. Полное название иконы: "Митрополиты Московские Петр, Алексей, Иона, Филипп, Леонтий Ростовский и Стефан Сурожский, предстоящие перед иконой "Богоматерь Знамение", несомой ангелами" (1659-1661). Вероятно, программа иконы была определена заказчиками. Скрипины, выходцы из Новгорода, привезли с собой родовую святыню - икону "Знамение", стоявшую в церкви Ильи Пророка в особом киоте. Работы Зубова неоднократно повторялись в последствии для других ярославских храмов.

За правым клиросом стояла икона "Илья Пророк" XVI в., бывшая местным храмовым образом в деревянной церкви. У северной стены находилась икона "Святой Вонифатий" второй пол. XVII в. Сейчас обе иконы хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Реставрация икон производилась бригадой ЯСНРПМ под руководством Е.П.Юдиной в 1976-1979 гг. .

Иконостас Ризоположенского придела

Первоначальный тябловый пятиярусный иконостас был создан вскоре после постройки Ильинского храма и служил единственным украшением Ризоположенского придела до его росписи (начало XVIII в.). Ныне существующий иконостас был выполнен по типу первоначального, в московской мастерской иконописца-реставратора М.И.Дикарева в 1904 г.

Иконостас состоит из расписного нижнего яруса и 4 рядов расписных брусьев, на которых стояли иконы. В 1904 г. тябла были расписаны темперными красками, нижний ярус - маслом. Царские врата являются также копией древних врат, выполненной в 1904 г. Врата состоят из двух створок. Вся их поверхность покрыта изящной мелкой резьбой в технике невысокого рельефа. Выпуклые участки резьбы позолочены сусальным золотом, тоновые раскрашены в синий, красный, голубой и зеленый цвета. В резьбе использованы ренессансные мотивы: опахало, цветы - пальметки, стилизованная виноградная лоза.

В иконостасе стояли 68 икон, написанных ярославскими и костромскими мастерами в 1650-60-х гг. Традиционный пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий) был дополнен небольшими вкладными иконами, размещенными над местным чином. Однако сейчас значительная часть икон, в частности праздничного, местного ярусов и вкладные иконы, утрачены.

Автором местной храмовой иконы "Положение ризы Христа" согласно описи Скрипиных является талантливый костромской художник дьякон Петр Попов Костромитин. Ему же храмоздатели заказали особо чтимые вкладные иконы "Воскресение" и "Знамение", а также несколько икон для центрального храма.

В 1830-е гг. иконы придела были прописаны темперными красками. В 1904 г. живопись икон расчищалась художником-реставратором Н.И.Дикаревым. Работы проводились под наблюдением ярославской Ученой Архивной комиссии.

В 1956 г. иконы укреплялись реставратором В.Г.Брюсовой. В 1968 г. бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ провела работы по укрепления росписи нижней панели иконостаса.

Иконостас придела Гурия, Самона и Авивы

Первоначальный иконостас был тябловым (за ныне существующим сохранились расписные брусья).

Иконостас смешанный: два нижних яруса - иконы, два верхних - написаны на стене (пророки и праотцы). Иконостас расписной, поздний - XIX века. В него были включены древние царские врата XVI века, с низкой барельефной резьбой, указанные в описи Скрипиных как старые из деревянной церкви.

Декоративное убранство Церкви Ильи Пророка. Художественная резьба по дереву

Церковь Ильи Пророка была убрана с редкой роскошью и великолепием, это и драгоценная церковная утварь, и парчовые облачения, и подвесные пелены, иконы и книги в серебряных окладах, и пышные резные иконостасы. К сожалению, немного из этого богатства дошло до нашего времени: значительная часть серебряной утвари, оклады икон в 1920-е гг. поступили в Помгол (Комитет помощи голодающим), облачения, пелены разошлись по другим храмам. Более полно сохранились иконы и резьба по дереву. В Ильинском храме можно видеть интереснейшие образцы деревянной резьбы. Самыми ранними являются царские врата XVI в. из придела Гурия, Самона и Авива, они стояли в центральном иконостасе в деревянном храме. Врата покрыты сплошным растительным орнаментом низкого рельефа, местами позолоченного и посеребренного. По тонкости исполнения, орнаментике, резьба напоминает басменные оклады икон ярославских серебренников.

Большой интерес представляет надпрестольная сень, которая висит в алтаре Ильинской церкви, она восхищает легким, изящным силуэтом, удивительно найденными пропорциями, великолепной тонкой резьбой. Дату сени можно узнать из надписи по ее карнизу: «Лета 1657 сделана сия сень в церковь Пророка Ильи при державе Государя Царя Алексея Михайловича, пресвятейшем патриархе Никоне и преосвященном митрополите ростовском и ярославском». Выполнена сень местными резчиками, по конструкции - это оригинальное и гармоничное сооружение, нижняя часть ее в плане представляет квадрат, к сторонам которого подвешены сдвоенные полукружия, завершает сень стройный шатер с резной главкой.

Все элементы сени сплошь покрыты сквозной и рельефной резьбой, основной мотив которого составляют «травы разметные» - вьющиеся стебли с сочной листвой, цветами и плодами, в растительный узор вплетены изображения реальных и фантастических, это и голуби, и орлы, и попугаи, и птицы Сирины. Особое внимание привлекает птица Неясыть, разрывающая грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов. Орнамент, на первый взгляд, носит сложный, запутанный характер, но в нем есть своя логика. Многие элементы декора ритмически повторяются, акцентами узора являются изображения птиц. Несмотря на внушительные размеры, сень из-за легкости силуэта, обилия ажурной резьбы, кажется почти невесомой. Все это делает надпрестольную ильинскую сень непревзойденным произведением монументальной резьбы по дереву.

В церкви Ильи Пророка хранятся уникальные по форме и значению образцы резьбы - моленные места, это своеобразное соединение надпрестольной сени и трона. Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х гг., по преданию для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В Ильинский храм они были перенесены в 1938 г. к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля.

Места состоят из двух частей - квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках. Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок, херувимов. И сень, и места выполнены, видимо, одной артелью резчиков - здесь одно и тоже невероятное богатство орнаментов, покрывающих густы золоченым ковром все архитектурные детали, а композиция и мотивы резьбы повторяются почти без изменений.

Иконостас центрального храма - один из лучших образцов барочной высокорельефной резьбы конца XVII столетия. Он выполнен в ярославским резчиком Ильей Якимовым. Сохранился любопытный документ - «Подрядная запись 14 сентября 1695 г.» на постройку иконостаса этим столяром в Покровский придел Ильинской церкви. Этот документ помогает воссоздать все этапы большой и сложной работы, понять отношения заказчика и мастера. Подрядил Илью Якимова земский староста Иван Мякушкин, в подрядной записи досконально перечислено все, что требуется выполнить резчику.

Первое - как должен выглядеть иконостас: «Подрядился я, Илья, сделать царские двери и иконостас через всю церковь и на заворотах и амвон столярною флемованную работою, А сделать те царские двери, как сделаны в холодной церкви в Ярославле у Благовещения слово в слово, по размеру. А над теми царскими дверьми поставить фрамуги, как в церкви у Леонтия Чудотворца.

Второе какие материалы использовать: «А лес - дуб, и сосна, и липа, и гвозди, и клей карлук (рыбий) все его хозяйское». Далее - сроки исполнения и плата за работу: «А делать все дело в срок на Николин день осенний в нынешнем же году. И рядил я, Илья, у него, Ивана, от всего дела двенадцать рублей, и наперед взял четыре рубля».

Но самое главное, что неоднократно оговаривается - это качество работы и честность резчиков: «И работать самым добрым мастерством, безо всякой охулки. А буде я, Илья, до срока все не сделаю, или лес стану себе имать и таить, или на сторону кому продавать, взять ему, Ивану, на мне, Илье, неустойку 30 рублев денег».

Иконостас Покровского придела, к сожалению, не сохранился, но центральный иконостас был выполнен тем же мастером, скорее всего, на будущий год. Иконостас имеет четкое горизонтальное деление, его иконы расположены в одной плоскости, но выступающие карнизы нарушают строгое плоскостное решение, создавая впечатление легкого движения. Крупная, сочная высокорельефная и сквозная резьба иконостаса выполнена выразительно: круглые колонки с капителями между иконами украшены вьющейся золоченой виноградной лозой с серебристыми гроздьями ягод.

В церкви Ильи Пророка хранятся и другие образцы резьбы по дереву - это и запрестольный крест, и высокие подсвечники, и скульптурные львы с подножья моленных мест. Все эти произведения отмечены высоким вкусом и мастерством.

 





Комментарии (0)