Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова

Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова




Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова (XVIIв.) находится по адресу: ул. Кедрова, 1/35.

Создаваемый постепенно, ансамбль состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Церковь Рождества Христова сооружена в 1636 - 1644г.г., на месте деревянного храма. Первоначально - это четырехстолпный, пятиглавый с позакомарным покрытием храм на подклете, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями, замыкавшимися с востока небольшими приделами.

Северо-восточный придельный зимний храм Николы-чудотворца («покровителя всех путешествующих и торгующих»). Главный Казанский придел, в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой пристроен к юго-западному углу храма. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной в середине XVII века. Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы.

Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов ХVII века, на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского.

Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Заказчиками были прихожане «гости государевой сотни», видные участники земского ополчения Минина и Пожарского 1612 г.


Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (I644 ) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освещена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в I608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал ».

Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. В первой половине ХVII века гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного - в разные годы от 15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товарами».

Из второго поколения этой династии особенно широко развернул свою деятельность Михаил Гурьев, сын Гурия Назарьева. Он не ограничивался одними торговыми предприятиями, а вкладывал свои средства в добывающую промышленность. В устье реки Яик (Урал) находились богатейшие рыбные ловли, отсюда шла зернистая и паюсная икра, красная рыба. Получив рыбные ловли от царской казны на откуп, Михаил Гурьев вместе с братьями «сделал учуг» (заграды на реке, устраиваемые с целью лова поднимающейся вверх по течению рыбы) со всеми учужными заводами. Для защиты рыбных промыслов от калмыцких набегов и разбоя яицких казаков, Михаил Гурьев построил в 1640 году деревянный, а через 20 лет «Яицкий каменный городок» (будущий город Гурьев). Для этих построек Михаил возил с верховых городов большую часть строительных материалов, мастеровых людей, «наймуя их великого дорогою ценою, втрое, вчетверо».

Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем учужным промыслом был взят в ведение приказа Большого дворца.

Церковь Рождества Христова, возведенная на волжском берегу, создавала, вместе с другими храмами, неповторимый зубчатый силуэт города со стороны Волги.

В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. В покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно нуждались, так как они занимались всякими "большими отъезжими торги, и судовым большим промыслом". Этот придел, располагавшийся в подклете, - явление для Ярославля ХУII века довольно редкое, - был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными "муравленными" изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея - заповедника).

Над Никольским приделом находится придел Петра и Павла. Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел.

На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви - Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста.

В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.

Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю в центральной части Ярославля.

На 1861г. в церкви Рождества Христова было 295 прихожан - 124 мужчины и 171 женщина.

В церкви хранилась местночтимая храмовая икона «Рождество Христово», к которой обращались беременные женщины.

Общая арихитектурная характеристика 

Церковь Рождества Христова входила в живописный ансамбль храмов, ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли.

Церковь Рождества сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.

По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо. Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего памятника, и в начальный период строительства была очень близка к церкви Николы Надеина. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, предполагает, что его начали строить с одним приделом. На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом на два боковых придела. Кроме того, ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви свидетельствуют о том, что в северо-западном углу галереи предполагалось построить колокольный объем, также знакомый нам по церкви Николы Надеина.

Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия - Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание.

В ходе натурного обследования церкви, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, глубоко знавшим ярославскую архитектуру, было установлено, что Казанский придел был пристроен к церкви после того, как она была уже заложена и выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи. Абсида галереи опирается на столб. Маленькая двухъярусная галерейка была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого придела. Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных четырехгранных столбах. Этот придел, представляющий собой четырехгранную, квадратную в плане башню, покрытую четырехскатной кровлей, нисколько не испортил внешнего облика всего храма. Наоборот, усложнив композицию церковного ансамбля, он сделал его более свободным, живописным. По всей видимости, первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу большую стройность.

Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI столетии. Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних сводов. Но к ХVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII века. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег. О времени замены четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений не удалось обнаружить.

В основе композиции церкви Рождества Христова лежит ассиметричная планировка. Церковное здание имеет сложный ансамблевый образ. В этом храме строители впервые в Ярославле применили композиционный прием, так полюбившийся местным зодчим впоследствии: два симметрично расположенных придела на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон. Подобную композицию имеют знаменитые прекрасные храмовые ансамбли построенных позднее церквей Ярославля - Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи.

Декор Рождественской церкви носит сдержанный характер, свойственный ярославской архитектурной школе на начальном этапе. Стены основного храма имеют традиционное трехчастное деление. На южном, западном, северном фасадах находятся узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой стороны. Широкий карниз отсекает закомары, барабаны сохранившихся глав обработаны аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из сухариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки.

Мастера, строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки галерей выглядят нечеткими по рисунку. Строители церкви Рождества Христова ищут новые средства декорировки. Окна уже обрамлены наличниками, правда, очень скромными по рисунку. Интересны наличники алтарных окон, расположенных на разной высоте. Они представляют собой рамку с фронтоном из полувалика, которая членится перехватами. Широко применяются в декоре церкви ширинки - весьма распространенный декоративный элемент в древнерусском строительстве. Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами. Лопатки подклета южного фасада обработаны вертикальными ширинками с четырьмя вставками.

На северо-западном углу церкви опоры арочных проемов нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных, восьмигранных, бога-то профилированных столбов. На такие же столбы, только меньших размеров, опирались арки второго яруса галереи. Форма таких столбов пришла из русской деревянной архитектуры. Арочки миниатюрной галереи Казанского придела, позднее заложенной, поставлены на столбики-кубышки, тоже восьмигранные по форме (они сохранились в убранстве внутренних сеней Казанского придела). Фасады Казанского придела завершены развитым, тонко-профилированным карнизом. Изящно нарисованная главка придела на стройном барабане заканчивается ажурным, так называемым "корсунским" крестом. Это крест с четырьмя равными концами, название пошло от города Корсуни (Херсонеса), откуда кресты такой формы впервые были вывезены в Киев князем Владимиром. Этот крест на пышной прорезной короне выполнен с тонким художественным вкусом и почти ювелирной тщательностью. Он является уникальным образцом высокого мастерства ярославских кузнецов и медников ХVIII века.

Крыльцо церкви - большое, домообразное, с двухскатной крышей, на ползучих арках, нарядно декорированное, типичное для начального периода ярославской архитектуры ХУII столетия.

В 40-70-е года XVII века во внешнем убранстве церквей получили широкое распространение зеленые "муравленные" изразцы, известные с псковских памятников ХV столетия. Храм Рождества интересен как первый храм в Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Узкие пояса зеленых изразцов шли по верху центрального барабана и под карнизами апсид. Изразечные вставки украшали фасады крыльца и галерей. Изразцы, небольшие по размерам (16х16 см), были двух видов: с изображением льва и семилепестковой розетки. Наиболее выразительны изразцы с изображением льва, они напоминают лучшие образцы древнерусской декоративной деревянной резьбы.

На крыльце Христорождественской церкви изразцы являются новоделами - их установили при реставрации 1959 года. Форма этих изразцов была определена Э. Д. Добровольской по хвостовым «рюмкам», оставшимся в кладке. Рисунок и цвет исследователь определила по двум изразцам, сохранившимся в ширинках западного фасада паперти. Рядом с одноцветной керамикой уже рождалась полихромная. Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов (образцы черепицы хранятся в музее-заповеднике Ярославля). Такое многоцветие было результатом неравных условий обжига в печи. Красочность поливы черепицы, как и разнообразие ее размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой лентой опоясывающей четверик под основанием закомар. Надписи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве. Так, в 1683 году храм Василия Блаженного был украшен изразцовой летописью.

Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым очень дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного клише, их пришлось заказывать очень много, так как надпись была длинной. После употребления клише уже ни на что не годились, на повторение надписи нельзя было рассчитывать. Неровная бледно-зеленая полива букв, мало выделявшаяся на белом фоне, свидетельствует об отсутствии у изготовителей соответствующего опыта (изразцы для лучшей видимости букв впоследствии прописывали масляными красками). Сам текст надписи является уникальным. Посадские люди Гурьевы «дерзнули» в нарушение традиций, кроме имен светских и духовных правителей, вписать и свои мирские имена.

Строительство церкви велось в период финансового могущества Гурьевых: они владели богатейшими в стране рыбными промыслами; построили яицкий город, который приобрел значение не только для охраны учугов, но и для морского судоходства, развития торговли со Средней Азией, для посольского приказа в Москве составляли карты своих путешествий к «индейским землям богатым», в Бухару и к «китайским городам». И вполне естественно желание этих, стоящих на одной из низших ступеней сословной лестницы русского общества того времени, людей хоть таким образом сравняться с высшей .духовной и светской аристократией. Изразцовые вставки, пояса, надпись, разноцветная черепица, впервые примененные ярославскими зодчими в церкви Рождества, делали этот памятник весьма живописным и декоративно нарядным. Это убранство показало, какие большие декоративные возможности таит в себе изразечное искусство. Керамика, так удачно примененная в украшении стен храма Рождества Христова, была, скорее всего, неместного производства, так как не дошло сведений о наличии гончарных заводов в городе в первой половине XVII века. Известно, что производство изразцов в этот период было хорошо налажено не только в Москве, но и в других городах (Владимир, Псков).

В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.

Колокольня церкви Рождества Христова (середина XVII века)

Рождественская колокольня является одной из главных достопримечательностей культового зодчества Ярославля и не имеет в русской архитектуре аналогий. Постройка колокольни относится к 50-60 годам XVII века. Это столпообразный памятник, кажущийся нам сейчас только колокольней, был на самом деле шатровой церковью над вратами ограды, ныне не существующей. Эти ворота имели два проезда, арки которых опираются на столбы, имеющие бочкообразную форму.

Высота колокольни - 38,34 м. Богатый западный фасад колокольни замыкал перспективу одной из полукольцевых улиц города, выходящей к Волге.


Колокольня, совмещавшая в себе храм и звонницу, ранее соединялась переходом с Казанским приделом основной церкви. Ее нижний ярус образован вратами ныне не существующей ограды.


Во втором ярусе, четырехугольном в плане, находилась церковь, окруженная с трех сторон галереей с открытой аркадой на кувшинообразных столбиках.


Выше идет третий ярус - восьмерик с открытыми арками, где висели колокола.


Вся композиция завершается шатром с главкой и "слухами" - окнами, которые делались на шатрах колоколен для увеличения звучности колокольного звона.

Стенопись храма


На протяжении XVII-XIX веков представители семьи Гурьевых оставались щедрыми жертвователями Рождественской церкви. Центральный храм был расписан в 1683-1684 годах по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Имена мастеров, выполнявших стенописи, неизвестны. Возможно участие известных ярославских художников Дмитрия Семенова и Федора Игнатьева.

Общая система росписи традиционна: в алтаре - сюжеты на литургические темы, в куполе - евангельские сюжеты, на столпах - монументальные фигуры святых, из которых нижние - "небесные патроны" членов семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная с основателей рода Назария и Гурия. Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе помещены "Стасти Христовы" - первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл композиций о страданиях Христа, позже ставший традиционным. Большинство сюжетов следующего, Богородичного, яруса ранее не встречаются в ярославских фресках. Здесь художник иллюстрирует новеллы из книги Иоанникия Галятовского "Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы" (1667 г.). В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка "Деяний апостолов": художник представил только проповеди и мученические кончины тринадцати апостолов. Начинается апостольский ярус с монументальной фигуры Христа с крестом и евангелием в руках - своеобразным прологом, предвосхищением мученических кончин апостолов за Христову веру. На северной стене в этом же ярусе впервые даны композиции, ставшие в последующих работах ярославских мастеров очень популярными: иллюстрации "Отче Наш", "Символа Веры", "Семи Таинств". На западной стене, кроме традиционной сцены "Страшного Суда", размещены часто встречающиеся в иконописи, но редкие для настенных росписей композиции: "Богоматерь - живоносный источник" и "Всякое дыхание да хвалит Господа". Последняя является одной из самых примечательных композиций ярославских стенописей XVII века. Нижний ярус - орнаментальный. По яркой золотистой охре мастерски написаны зеленые стебли и листья с крупными красно- коричневыми цветами.

Стенописи церкви Рождества Христова являются первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников. Ансамбль отмечен большой иконографической свободой, использованием обширного круга новых тем, сюжетов, литературных источников. Он дает яркое представление о начальном периоде декоративно-повествовательного стиля ярославской школы монументальной живописи XVII столетия.

Иконы пятиярусного резного иконостаса представляют собой один из немногих сохранившихся образцов целостного ансамбля икон первой половины XVII века. Первоначальный тябловый иконостас в начале XVIII века был заменен барочным. Царские врата являют собой мастерски выполненную скульптурную композицию "Сошествие Святого Духа на апостолов", боковые входы в алтарь украшены выразительными фигурами ангелов в рост.





Комментарии (0)